начало военные годы послевоенные
автобусы таксопарк скорая
помощь пожарные
Первые такси появились в Якутске
примерно июне 1940 года, когда в город прибыли
пять грузовых и два легковых такси ГАЗ-М1.
Грузовики летом подавали к прибытию пароходов на
пристань. С речного вокзала пассажиров с вещами
впервые доставляли «с ветерком» прямо домой. В
послевоенные годы новых машин в Якутск не
поступало, не хватало и автобусов. Чтобы шофер
государственной машины не занимался тем, что
называется сейчас «частный извоз», и чтобы доход
шел государству, это дело было поручено под
контроль Госавтоинспекции. Но лучше не стало.
Так, летом 1947 года шофер ЯЦЭС Тараканов учинил
произвол. Ему была выписана путевка на проезд до
пристани Даркылах. Автоинспектором были проданы
билеты пассажирам, следующим до этого пункта.
Тараканов выехал за город, остановил машину и
предложил всем высадиться или доплатить ему.
Подобные случаи были не единичны.Согласно ведомости основных средств
подвижного состава РАТК при СМ ЯАССР на 1950 год
числилось 2 таксомотора.Это были ГАЗ-М1 и пикап
ГАЗ-М415
. Еще одна "эмка" с номером ЯР 36-68
принадлежала конторе г. Алдана. На 1951 год
Минтранс планировал увеличить парк такси
Якутска до 6 единиц за счет поступления четырех
новых "Побед". Вскоре "эмку-пикап"
передали автобазе Управления связи, а в начале
января 1952 года из Москвы в адрес
автотранспортной конторы при Совете Министров
ЯАССР были отгружены 4 новых автобуса и 4
"Победы". С их прибытием количество
автобусов в городе возросло до 8-ми. Такси также
стало 8. Новые машины поступали теперь каждый год.
Но теперь возникли другие проблемы. Не хватало
гаражей и запчастей. Неутешительными итогами
отметили первые два месяца 1956 года работники
пассажирского автохозяйства. В январе автобусы
выполнили план на 92%, а феврале на 87%. Легковые
такси сделали за это время и того меньше. Всего на
тот момент в городе насчитывалось 45 автобусов, 34
такси и 11 грузотакси. Причиной невыхода половины
из них стало то, что они простаивали во дворе, под
забором занесенные снегом. Спустя год на
недостатки в работе таксомоторного парка начали
поступать жалобы. Во-первых, не работала
диспетчерская у столовой №3, находившейся в
центре города по улице Аммосова. К тому же, здесь
не всегда можно было застать машину, а если
пассажирам повезет, то водитель отдавал
предпочтение тем, кто мог занять машину на
длительное время. Ночью, когда рейсовые такси
стояли в гараже, пассажиров обслуживала лишь
одна дежурная машина. В 1958 году в таксопраке появляется
первая "Волга". Недостатки первых лет
устранились сами собой с появлением новых
стояночных боксов, с налаживанием системы
снабжения и поступлением новых машин. До
середины 1960-х такси, автобусы и грузовой
автоппарк являлись частями одного предприятия -
Якутское пассажирское автохозяйство (ЯПАХ) и
находились на одной территории. Затем грузовики
разъехались по трем АТП, автобусники стали
называться ЯПАП-1, а таксисты ЯПАП-2. К середине 90-х
государственное такси практически
ликвидировалось, и работа давно перешла в руки частных таксомоторных служб.
.
Перекур в таксопарке
12 апреля 1961 года.
Прохожие соборались у репродуктора, слушая
сообщение о полете Гагарина
"Волга" № яг 43-43