line decor
  
line decor
 
 
 
 
 

 

   начало   военные годы    послевоенные

   автобусы    таксопарк      скорая помощь    пожарные

 

15 мая 1930 года в Якутске, при Народном комиссариате труда ЯАССР организовали первые курсы шоферов. Первыми слушателями стали: Кононенко, Штоц, Капранов, Карелин, Ковынин, Минорин, Мясников, Чернышев, Жарнов, Карасевич. Практической ездой руководил инструктор Марецкий. Все автомобили в Якутии первое время были иностранного производства: австрийские "Штееры", немецкие "Бюссенги", американские "Доджи", которые конечно же были грузовыми. Один легковой "Студебекер" был в Алдане. Другая легковая машина использовалась в Якутске на шоферских курсах. Этим автомобилем еще с 1915 года владел заведующий центральной аптекой №1 Якутска, некий Петров. Обслуживал машину механик из мастерских "Торгсина" (торговля с иностранцами), за что получал из аптеки спирт.

На втором фото автомобиль Форд-А. Его привезли в Якутск по реке Лене в конце июня 1930 года. Это была первая машина для правительства республики. Но уже через год она предстала перед специально собранное комиссией в почти полностью изношенном, еле двигающемся состоянии, в каком подобные машины обычно доходят до наших дней. После ремонта она была поставлена на баланс "Гражвоздухфлота". Дальнейшая её судьба неизвестна.

Весной 1931 года на набережную Якутска причалили деревянные баржи "карбасы". На сей раз на них стояли уже три Форда модели АА, отличавшиеся от Форда-А бортовой платформой. На первой машине стал работать Петр Машицкий из гаража ЯЦИК. Вторую и третью в пригородном совхозе поселка Мархма водили Николай Жарков и Иван Димитров. Эти три грузовика в последующие годы зафиксировали в истории как первые в городе.

В 1932 году Якутский дивизион ОГПУ получил первый автомобиль ГАЗ-АА и открыл собственные шоферские курсы для подготовки водителей первого класса, обслуживавших правительственные учреждения. Инструктором стал Петр Машицкий.

В январе 1932 года вышло Постановление ЯЦИК «О приобретении для каждого автомобиля и мотоцикла номерных общесоюзных государственных знаков (жестянок)». С этого времени машины получили госномера.

Из других легковых машин, поступивших в Якутию, были тринадцать ГАЗ-А. На их приобретение в 1934 году СНК перевел 91 тысячу рублей. На следующий год было запланировано приобретение еще девяти автомобилей для Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомхоза, НКместпрома, Нквнуторга, ЯЦИКа, Главсуда, прокуратуры и редакциям газет "Социалистическая Якутия" и "Кыым".

В 1925 году началось строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) с конечной целью довести ее до Якутска. Организация  автотранспортного движения от ближайшей железнодорожной станции Большой Невер до Алдана была необходима для улучшения снабжения приисков. Управление стройкой находилось в поселке Стрелка Амурской области (в 47 километрах от Невера). Первые автомобили на АЯМе появились в августе 1927 года. Это были 5 грузовиков "Штеер" и легковой "Студебекер". Тогда же провели пробный рейс до Якокута, откуда автомобиль доставили "в разбитых частях на лошадях".

Шофер, ветеран Алдана В.А. Шаповалов вспоминал первые рейсы. - "Дали мне машину марки АМО: кабина холодная, кругом сквозит, как ни утепляй. Пока доберешься от пункта до пункта, зуб на зуб не попадает. Естественно, что часто останавливались у дорожных будок - погреться. А некоторые делали так: включит на подъем первую скорость, а сам, направляя одной рукой руль, идет рядом с машиной, приплясывая чтобы поразмяться, трохи согреться. С заносами никакого сладу. Тракторов было мало, больше расчищали вручную, бывало, пока дождешься команды ехать, пройдут не одни сутки. При всей бедности в машинах, иногда столько их скопится на пункте, что в шоферской не только прилечь, присесть негде. И грузоподъемностью наши машины были невелики. Везешь 3-4 тонны".

Начиная с 1936 года в Якутск начали поступать новые легковые автомобили. Особенно выделялся среди них американский "Бьюик" модели 1933 года, а выпуска начала 1934 - лимузин темно-синего цвета.  Во время доставки из Иркутска по Лене машину сопровождал водитель СНК П.И. Кононенко. Он же первое время был и основным водителем. В 1955 году полуразобранную машину, стоявшую на задворках гаража Совета министров вывезли на вторчермет.

Следующими машинами того же класса были три ЗиС-101 для ОбКома, СовМина и Верховного Совета. Их пригнали П. Машицкий, С. Азаров и И. Шишлянников. Еще один ЗиС серого цвета принадлежал НКВД. На обратной стороне фото - подпись: "Ударники водительского состава НКВД ЯАССР, апрель 1940 г."

В середине июня 1939 года пароходы Ленгоспара доставили в Якутск вторую партию из шести легковых ГАЗ-М1. За год до этого, в июне 1938 года, «эмки» использовали для развоза престарелых избирателей Дзержинского округа №9 во время выборов в Верховный Совет СССР. Частных автомобилей не было, лишь одну М1 выйграл в апреле 1941 года по лотерее Осоавиахима работник Алданского парткабинета. На фото "эмки" ОбКома партии.

 

 

 

         
Hosted by uCoz